
Бюст Сталина в Улан-Удэ
Май этого года ознаменовался серией установок памятников Сталину в разных городах России, включая Москву. Не обошла эта тенденция и Бурятию – в Улан-Удэ тоже установили бюст Сталина. Он красуется в дачном посёлке Радужный в Комсомольском проезде, инициаторами были местные коммунисты.

Что можно сказать? Отношение русских консерваторов к этой фигуре – однозначно негативное. Мы не будем в сотый раз повторять роль Сталина в событиях 1917 года, в жестоких реформах вроде коллективизации, в беспрецедентных репрессиях, в, как минимум, управленческих ошибках. Про это сказано тысячи раз. Мы уделим внимание «культу» Сталина в наши дни.
Понятно, что современные фанаты Сталина восхищаются не реальным советским диктатором, а мифической фигурой, созданной современной пропагандой. Люди, наглядевшиеся на беззакония и безнаказанность «сильных мира сего», тянущуюся ещё с 90-х, мил образ сурового царя, беспощадно казнящего плохих бояр. (На самом деле с реальным Сталиным он связан достаточно опосредованно).
Накладывается этот миф и на конструкты советской и неосоветской пропаганды. Например, об «отсталой лапотной дореволюционной России», которой якобы большевики принесли прогресс. (Хотя Российская империя была активно технически и промышленно развивающимся государством). Или что чудовищные жертвы первых десятилетий советской власти были необходимой ценой, чтоб в великой войне остановить чудовищное зло фашизма. Хотя не случись большевистского переворота, возможно, учитывая влияние, которое получила бы Россия по итогам победы в Первой Мировой, Вторая Мировая не состоялась бы вообще, или бы проходила не в том формате, в каком имела место быть. Среди поклонников Сталина есть и романтично настроенные люди, лепящие из него образ эдакого «красного Цезаря», и просто кровожадные «пол-потовцы», которым нравится идея массовых казней, гонений на целые социальные слои. Так или иначе, мы имеем дело с мифом.
Почему же этот миф приобретает такую живучесть?
На это тоже работает много факторов. Для начала, период самых энергичных разоблачений Сталина пришёлся на Перестройку и ельцинскую эпоху, которая обернулась для страны чудовищной нищетой, разгулом сепаратизма и бандитизма, тотальной сдачей всех геополитических позиций, разгулом русофобии. Естественно, сработала дихотомическая логика, которой руководствуется средний человек: «враг моего врага – мой друг». Если демократы, развалившие страну, ругают Сталина – значит Сталин хороший. (Хотя надо понимать, что грызня двух волков не делает одного из них союзником зайцу). Тут лепту внесли и авторы из патриотического лагеря вроде Максима Калашникова, у которых Сталин предстаёт гением-технократом, строившим новую цивилизацию, и эдаким вождём закамуфлированного русского национализма в СССР.
Играет роль и то, что современная Россия выводит преемственность от СССР, а не Российской империи, и многие нынешние лидеры начинали карьеру ещё в комсомоле и КПСС. Хотя они уже не одно десятилетие «акулы капитализма», а над советскими догмами, возможно, насмехались ещё в молодости, они многие вещи всё равно видят сквозь призму советской идеологии, которую им внушали с детства. Плюс просто ностальгия по временам юности, пришедшимся на эпоху СССР. Ну и многие из них потомки тех, кто крушил Российскую империю, или кто поднялся, служа первым. Естественно, неосталинизм им будет ближе, чем идеи русского консерватизма, хотя многие и пытаются вырваться из тенёт советской пропаганды.
Ну и, конечно, КПРФ, и другие движения левого толка, не желая утрачивать политическое влияние, тоже активно ведут пропаганду. В Бурятии на 9 мая коммунисты устроили шествие, выкрикивая славословия Сталину, как маршалу Победы. (Отметим, кто-то тонко посмеялся над бурятскими коммунистами, примкнув в хвост их колонны с чёрно-жёлто-белым имперским знамением). Собственно, повторим, бюст Сталину в Улан-Удэ поставили члены местного КПРФ – рядом с уже стоявшими там памятниками Ленину и Карлу Марксу.
Здесь стоит отметить интересный момент: в России коммунисты много говорят, что мол, не надо воевать с родной историей – но исключительно, когда встаёт вопрос о сносе памятников советским вождям. При этом коммунисты немедленно добиваются сносам памятников белогвардейским полководцам – вспомнить бюст Врангеля в Ростове, или памятник полковнику Сладкову в оренбургском селе Красное.
В Иркутске КПРФ много лет требует демонтировать памятник Колчаку. Коммунисты активно выступают против возвращения улицам российских городов их дореволюционных названий. Ладно бы речь шла о советских деятелях, чьи заслуги перед страной не подлежат сомнению, как Гагарин или Рокоссовский, но коммунисты норовят отстаивать топонимы в память разных левацких террористов, которых бы в наши дни судили. Так что лицемерие красных налицо.
Отметим, председатель Госдумы РФ Вячеслав Володин недавно умело поддел КПРФ, напомним, кто в своё время провёл массовую десталинизацию страны. Добавим, Россия не освободится полностью от влияния советской эпохи, пока на её просторах будут доминировать мемориалы и топонимы одиозным советским деятелям.
Продолжая тему памятника Сталину в Бурятии – примечательно, что личности, с пеной у рта выступавшие против памятников основателям Верхнеудинска, позиционировавшие себя как либералы, что-то не устраивают гневных протестов против увековечивания памяти деятеля, при котором репрессировали буддийское духовенство, разрушали дацаны, при котором в БМАССР вспыхнуло Ноехонское или Хоринское крестьянское восстание.
Уместен ли памятник Сталину в Бурятии – пусть читатель решит сам. Мы же, по традиции, 30 октября навестим в Улан-Удэ мемориал жертвам политических репрессий, установленный в Улан-Удэ на улице Коммунистической близ старинного каменного амбара, где, как говорят, происходили расстрелы.